Рекомендации
Гараж с подвалом пользуется популярностью, так как эффективно экономит место
Перед строительством важно изучить грунт и уровень подземных вод на местности строительства. Дно подвала засыпается слоем щебня и песка, обрабатывается битумной мастикой
Особое внимание уделяется гидро- и теплоизоляции пола и стен подвала. Чтобы препятствовать повышению уровня влажности в помещении, позаботьтесь о надежной вентиляции подвала
https://youtube.com/watch?v=I995sWyV_Hk
Перекрытие погреба в гараже должно быть очень надежным, потому что будет выдерживать нагрузку автомобиля. Самым качественным и долговечным перекрытием считается бетонная плита с использованием массивного армирующего каркаса. Если погреб по размерам как смотровая яма, перекрыть его можно с помощью деревянных досок.
Чтобы перекрыть крышу гаража, необходимо определиться с её видом (односкатная или двускатная). Двускатная крыша практична, она позволит обустроить чердак и хранить необходимые инструменты и материалы. Наибольшей популярностью для перекрытия пользуется шифер, профнастил и металлочерепица.
Материалы для заливки
Для выравнивающей стяжки можно использовать различные составы. Можно использовать фирменные сухие составы, или приготовить раствор своими руками
Важно не только знать, как правильно залить пол в таком помещении, как гараж, но и понимать, каким раствором это лучше сделать
Обладая определенными навыками, данный слой может быть выполнен следующими материалами:
Материал | Достоинства | Недостатки |
Бетон |
|
|
Цементно-песчаная смесь |
|
|
Сухие строительные смеси |
|
|
Наливные полы |
|
|
Чем выровнять в гараже пол? Марочный раствор лучше купить в готовом виде. Правильный состав сложно смешать, соблюдая необходимые пропорции, не изменив необходимой прочности.
Наиболее экономичным и доступным вариантом заливки, является ЦПС (цементно – песчаная смесь). Её можно приобрести в строительном магазине, а можно приготовить самостоятельно, смешав цемент марки М500 и просеянный речной песок мелкой фракции в пропорции 1 к 3.
Инструкция по работе с сухими строительными смесями всегда прописана на упаковке. Немного сложнее обстоит ситуация с наливными полами. Видео в этой статье расскажет, как отремонтировать в гараже пол из бетона с использованием ЦПС.
https://youtube.com/watch?v=_zDd_8z4P-s
Виды наливных полов
Существующие виды наливных полов различают по нескольким характеристикам:
- по толщине заливаемого слоя: тонкослойные и высоконаполненные;
- по растворяющему веществу: водные и сольвентные;
- по электропроводности: электропроводные, антистатичные;
- по получаемой поверхности: шероховатые и гладкие;
- по связывающим веществам: полиуретановые, эпоксидные, цементно-акриловые, метилметакрилатные.
Полиуритановые смеси не подходят для устройства финишного покрытия в рассматриваемом помещении. При их заливке поверхность обладает слишком низкой сопротивляемостью к механическому воздействию. Остальные смеси следует рассмотреть более подробно.
Сравнительная характеристика свойств покрытия, в зависимости от образующего вещества:
Тип смеси | Достоинства | Недостатки |
Эпоксидная |
|
|
Метилметакрилатная |
|
|
Цементно-акриловая |
|
Взвесив все возможные варианты, следует правильно выбрать подходящий материал финишной заливки.
Результат использования эпоксидной заливки
Общая толщина гаражного пола
Принятой стандартной толщиной пола в гараже является 130-150 мм. Что же входит в такое покрытие? От нижнего к верхнему располагаются обязательные слои, из которых состоит гаражный пол:
- грунт/гравий (толщина слоя до 0,8 мм);
- песок (толщина слоя примерно равна 10 мм);
- полиэтиленовая пленка или же специальная полиэтиленовая мембрана (толщина незначительная, по этой причине не учитывается в расчётах);
- армированный слой бетона (принятая за норму толщина данного слоя – 20-30 мм);
- гидроизоляция + утеплитель + пленки (в частности, теплоизоляция обычно имеет толщину 10 мм);
- финишная армированная стяжка (не учитывается по причине незначительной толщины).
Как сделать бетонный пол
Устройство бетонной стяжки
Укладка армирующего каркаса для упрочнения стяжки
На подготовленные тщательным образом полы укладывается арматурная сетка. Можно использовать готовую сетку заводского изготовления, а можно изготовить армирующий слой своими руками, используя стандартный арматурный пруток. Если в обозначении арматуры присутствует буква «С», то такой материал можно сваривать обычной электродуговой сваркой, в противном случае используется вязка специальной вязальной проволокой. После укладки арматуры она приподнимается на необходимую высоту специальными подставками, чтобы армирующий пояс находился в толще залитого бетона, слой которого должен быть не менее 50 мм. Минимальная толщина прутка для армирования пола в гараже для обеспечения необходимой прочности составляет 8 мм, а шаг сетки 10 см.
На следующем этапе следует сделать контрольные маяки, по которым будет выравниваться поверхность заливаемого бетонного пола. Устанавливая маяки, следует помнить, что для беспрепятственного удаления воды с бетонной поверхности пола необходимо сделать уклон 1-2 см на 1 метр длины в сторону выезда или сливной решетки, если таковая имеется в гараже.
Установка маяков для выравнивания бетонного раствора
Маяки можно изготовить из гладкого металлического прута, водопроводной трубы или использовать специальные покупные изделия. Подставки под маяки выполняются из быстротвердеющего раствора из гипса, алебастра или смеси цемента с песком. После выравнивания маяков и высыхания фиксирующего раствора можно приступать непосредственно к устройству бетонной стяжки.
Тщательно перемешав сухие компоненты раствора, смесь затворяют водой и равномерно распределяют по поверхности пола. Количество воды, добавляемое в состав смеси, зависит от влажности песка и подбирается индивидуально в каждом конкретном случае. Тем, кто хочет сделать заливку своими руками, настоятельно рекомендуется взять на этот этап работ одного или двух помощников, которые будут замешивать очередную порцию раствора во время разравнивания предыдущей
Очень важно залить всю поверхность пола за один раз, с перерывами между порциями раствора не более 30 мин. Так можно гарантировать монолитность и прочность всего покрытия
Заливка и выравнивание раствора по маякам
После выравнивания поверхности следует выдержать стяжку в течение 4-5 часов для высыхания выступившей воды и предварительного схватывания залитого раствора. Это время зависит от того, какая толщина стяжки в гараже и от количества воды, использованной при разведении смеси.
После высыхания излишков воды необходимо сделать затирку верхнего слоя стяжки при помощи ручной металлической терки или, что гораздо качественней, роторной затирочной машины. Во время затирки на поверхность стяжки наносится слой сухого цемента или специальный упрочняющий состав толщиной 2-3 мм, что обеспечивает полам повышенную прочность, влагостойкость и отсутствие пылеобразования – главного недостатка всех цементных полов.
Весь процесс заливки и выравнивания полов в гараже можно посмотреть на видео.
Этап 1. Подготовка поверхности
Перед началом работ обязательно нужно удалить старое напольное покрытие. Укладка новой стяжки по старому полу нецелесообразна, даже если предварительно вы заделаете все щели и трещины цементным раствором, поскольку качественный результат возможен только в случае полной замены всех слоев «пирога».
Если в гараже имеется смотровая яма, то демонтаж напольного покрытия и удаление старой гидроизоляции производится и там
Важно тщательно очистить не только дно ямы, но и стены. В этом случае у вас есть возможность оценить ее состояние – стенки должны быть выложены кирпичом, на крайней случай нужно установить опалубку и укрепить их цементным раствором
Помните, что самый нижний уровень в гараже нужно максимально вычистить до грунта.
Готовые сетки
Сетки, созданные в производственных условиях, представлены в большом ассортименте. Самые популярные – стальные, стекловолоконные, композитные и т.д. Основным преимуществом покупки уже готового изделия является возможность сразу просчитать его параметры и свойства, использовать в соответствии со строительными нормами, сэкономить время и силы на самостоятельном изготовлении сетки из прутьев. Итоговая стоимость получается не намного выше.
Самые популярные варианты:
Металл
Cетка производится из стальной проволоки диаметром 2.5-6 миллиметров, размеры ячеек могут быть разными (6-20 сантиметров). Материал тем прочнее, чем меньше размер ячейки. Поставляется в рулонах (диаметр до 3 миллиметров) и листах (больше 3 миллиметров).
Основные преимущества: высокая прочность на разрыв, хорошие связующие характеристики, стойкость к перепадам температур, длительный срок службы, полная защита от трещин за счет растяжения, повышение несущей способности пола.
Пластик
Усиливает стяжку до 8 сантиметров, материал мягкий и эластичный, легкий и гибкий. Если здание усаживается неравномерно, такая сетка будет гнуться, но не порвет пол, как в случае с металлом. Используется в местах с небольшой нагрузкой, так как демонстрирует слабое сопротивление на разрыв. Поставляется в рулонах, режется обыкновенными ножницами, не боится коррозии и гниения.
Главные плюсы: химическая инертность, эластичность, пропускает радиочастоты, легкая транспортировка и монтаж, небольшой вес.
Стекловолокно
Материал с ячейками до 6 миллиметров, должен быть пропитан для стойкости к щелочи. Эксплуатационные характеристики схожи с пластиком.
Процесс укладки полусухой стяжки в гараже
Для повышения прочности пол на подобных объектах достаточно толстый, состоит из бетонного основания и стяжки. В некоторых случаях укладывают еще и финишное покрытие. Прочность и качество стяжки пола определяет длительность его эксплуатации. Нередко в гаражах, автосалонах, на автомойках и других помещениях нахождения автомобилей, используется обычный бетон, но стяжка позволяет выровнять пол, сделать его более эстетичным и продлить срок его службы. Стяжку в гараже можно эксплуатировать в качестве финишного покрытия.
Сам же процесс устройства полусухой стяжки в гараже выглядит следующим образом:
1. На бетонное основание укладывается полиэтиленовая пленка.
2. Производится укладка полусухой смеси, приготовленной в пневмонагнетателе. Стяжка кладется на толщину не менее 7 сантиметров.
3. Стяжка выравнивается правилами.
4. Производится затирка, которая делает поверхность гладкой и приспособленной для эксплуатации в качестве финишного покрытия. При желании можно обработать поверхность эпоксидной грунтовкой.
Если вы хотите продлить срок службы стяжки, то можно уложить клинкерную плитку.
Полусухая стяжка в данном случае – очень выгодное решение. И подходит она не только для гаражей и автосервисов. Это лучший вариант обустройства полов в цехах, в торговых помещениях, зданиях большого скопления людей.
Подушка под бетонный пол
Песчано-гравийная подушка должна быть ровно уложена и утрамбована с помощью вибромашины. Лучше покупать для засыпки не гравий, а щебень. Его легче уплотнить, а от качества уплотнения зависит стабильность пола. Закупайте 70% щебня средней фракции. Остальное – мелкая фракция щебня. Если расход щебня (гравия) и песка получается большим, то на дно можно насыпать часть грунта без органических частей. Песок нужно использовать просеянный, без глиняных включений.
Яма в гараже
Если планируете сделать яму, то в первую очередь выройте под нее котлован нужной глубины и ширины. Бетонируйте пол ямы, а потом занимайтесь песчано-гравийной подушкой во всем гараже. Когда пол наберет достаточную прочность и подсыпка будет готова, можно выгонять кирпичные стенки ямы.
- Разровнять дно котлована. Уплотнить его ручной трамбовкой или виброплатформой.
- Засыпать и утрамбовать щебень. Это нужно делать в 2 – 3 приема слоями по 3 – 5 см, так как весь объем щебня качественно утрамбовать невозможно. Под низ насыпается щебень средней фракции, наверх – мелкой. Каждый слой перед трамбованием разравнивается граблями, проверяется уровень по разметке на стенах. Трамбовка должна выполняться до тех пор, пока от веса человека на поверхности не остается следа.
- Засыпать и утрамбовать песок. Его также засыпают в несколько приемов, по 2 – 3 см. Засыпанный песок разравнивают и смачивают (проливают), а потом трамбуют.
- Если есть яма, то самое время выложить ее стенки. Они должны быть немного выше уровня пола, чтобы в яме не собиралась вода.
Демпферный зазор
Несмотря на утрамбовку и прочие предосторожности, бетонный пол по грунту нужно делать «плавающим», то есть, не связанным жестко со стенами постройки. Это поможет избежать растрескивания плиты
Чтобы устроить демпферный зазор между бетонной плитой пола и стенами гаража, используют специальную демпферную ленту (она продается в строительных магазинах). Также можно проложить по периметру тонкие полосы пенопласта (10 мм толщиной). В ширину такие полосы должны быть чуть больше ширины формируемой плиты (15 см). Излишек пенопласта потом можно срезать.
Порядок укладки бетонной стяжки
В том случае, если гараж установлен на монолитной железобетонной плите перекрытия, то проблемы с заливкой стяжки практически отсутствуют, однако, если придется сделать заливку поверх грунта, то придется своими руками выполнить несколько этапов:
- Выровнять и утрамбовать грунтовое основание.
- Насыпать гравийную прослойку толщиной от 20 до 40 см.
- Насыпать песчаную прослойку толщиной 10-20 см.
- Уложить гидроизоляционный слой из рубероида, толстой полиэтиленовой пленки или специальной мембраны.
Все слои старательно выравниваются и утрамбовываются, чтобы бетонная стяжка не имела перепадов. Полосы гидроизолятора укладываются внахлест и проклеиваются монтажным скотчем, при этом края пленки выводятся на стену чуть выше предполагаемой линии финишного покрытия. Бетонный раствор заливается на армированную сетку с ячейками 10×10 см и оставляется на две-три недели для просушки. Рекомендуется бетонную поверхность накрыть полиэтиленом, чтобы бетон медленнее высыхал.
Для повышения уровня теплоизоляции поверх высохшего бетона укладывают слой утеплителя: керамзит, пенопласт, пеноизол. Гигроскопичные материалы типа минваты, которые хорошо впитывают влагу, желательно в гараже не использовать. Поверх утеплителя снова нужно уложить слой гидробарьера. Финишная заливка пола в металлическом гараже тоже производится с использованием армированной сетки для упрочения поверхности, которой предстоит испытывать постоянную повышенную нагрузку.
Для окончательной отделки можно применить выравнивающую смесь, в которую добавлены полимерные пластификаторы, что предотвратит растрескивание поверхности и устранит потребность в преждевременном ремонте бетонного основания. Бетонно-цементную стяжку можно отшлифовать и нанести специальные полимерные пропитки на органической и неорганической основе, чтобы повысить износоустойчивость гаражного пола. После этого бетонные полы можно покрасить специальными красками для бетона – латексными или эпоксидными, которые глубоко проникают в структуру бетона и долго сохраняют свежее впечатление.
Бюджетный вариант: обустраиваем в гараже земляной пол
Наиболее экономичным решением для гаражного помещения становится земляной пол. Его достаточно легко, быстро сделать, да и финансовых вложений он практически не потребует. Правда, его технические характеристики и эксплуатационные качества тоже не так высоки. Пол не будет радовать большой прочностью. Кроме того, к сожалению, земляной пол сильно впитывает влагу.
Однако есть и существенное преимущество: такой пол оптимально подойдет тем, кто не так часто пользуется гаражом.
Алгоритм обустройства земляного пола в гараже
Остановимся на простой инструкции.
- В первую очередь необходимо разметить участок под фундамент. Растительный слой снимается полностью.
- Цоколь заливается. Все внутреннее пространство расчищают, а затем выравнивают.
- Основание после этого нужно хорошо уплотнить. Можно использовать специальное оборудование для трамбовки.
- В гараже монтируется крыша. После этого можно насыпать на пол слой глины. Толщина должна составлять примерно 10 см, не меньше. При этом использовать желательно жирную глину.
- Основание тщательно утрамбовывают снова. Лучше применять тяжелый ручной каток. Постарайтесь сделать поверхность ровной, гладкой.
Безусловно, некоторые вполне обходятся и без глины. Не всегда есть возможность достать хорошую глину. Но все-таки именно с ней пол станет значительно прочнее, будет обеспечен довольно высокий уровень защиты от влаги. Опытные гаражники отмечают: если позаботиться о хорошем слое глины, пол в гараже потом станет прочным, относительно долговечным.
Бетонная стяжка
Бетонный пол в гараже своими руками – конструкция и толщина стяжки зависит от типа фундамента гаража. Для плитного фундамента достаточно тонкой финишной стяжки по армирующей сетке. Если пол земляной и неровный, то процесс сложный. Вначале нужна черновая стяжка по сетке, а потом финишное покрытие.
Как рассчитать бетонную стяжку
Стяжка под бетонный пол в гараже предусматривает укладку нескольких слоев:
- подушка из песка и гравия, слой 10 см;
- черновое бетонирование;
- установка паро- и теплоизоляции;
- монтаж гидроизоляции;
- армирование.
Как подсчитать ширину каждого слоя:
- выбираем отметку высоты всего бетонного покрытия, от него вниз и будем высчитывать глубину котлована;
- минимум 20 см – это армированная бетонная стяжка;
- изоляционные слои – пять сантиметров;
- черновой слой бетона – 15 см;
- подушка из песка и щебня – 10 см.
Средняя толщина бетонной стяжки для гаража – 50 – 60 см, многое зависит от типа грунта. На влажных пучинистых грунтах ширину первого слоя песчано-гравийного, необходимо увеличить.
Теперь от нулевой отметки нужно вырыть котлован под фундамент на нужную глубину. Если планируется устройство смотровой ямы, то ее габариты также следует высчитывать сразу. Смотровую яму обустраивают до заливки бетонной стяжки на стадии рытья котлована.
Котлован для стяжки
Снимаем плодородный слой и роем котлован на расчетную глубину. Далее, тщательно утрамбовывая каждый, засыпаем слои подушки из песка и гравия по 5 см каждый
Важно предусмотреть небольшой уклон для стока воды – до 2 сантиметров
Бетонирование
Бетон можно приготовить самостоятельно в бетономешалке или сразу купить готовый с антиморозными и гидроизоляционными присадками. Если решено делать бетон самостоятельно, то пропорции для пола такие:
- цемент М150, песок, щебенка — 1к 3,5 к 5,5;
- цемент М200 — 1 к 2,8 к 4,8.
Но удобней сразу по опалубке заказать бетоновоз, экономия при самостоятельном замесе невелика, а качество раствора низкое.
Готовим котлован к заливке бетона:
- трамбуем землю, обязательно проверяем плоскость пола по уровню, уклон – 2 см;
- на дно укладываем слой глины, лучше жирной;
- насыпаем гравийную и песчаную подушку;
- укладываем гидроизоляцию (полиэтилен или армированную пленку). Пленка должна заходить на стенки котлована минимум на 10 см;
- выставляем маяки для уровня черновой стяжки;
- заливаем черновой бетон, выравниваем правилом. Стынет два дня;
- грунтуем черновую стяжку и укладываем рубероид;
- теперь выставляем армирующую сетку по маякам (диаметр проволоки для армирования 12 мм);
- заливаем бетонной смесью – пропорции – на 1 часть цемента 3,5 песка;
- чтобы стяжка сохла равномерно, и не было трещин, через каждые 12 часов смачиваем бетон водой;
- потом еще раз грунтуем и покрываем стяжку тонким слоем цемента (примерно 0,5 см).
Заливаем бетонный пол в гараже от самой высокой точки в один заход, разравниваем от дальней стенки, продвигаясь к воротам гаража. Чтобы стяжка хорошо схватилась, накройте ее полиэтиленом. Через полчаса после заливки можно аккуратно затереть все неровности и наплывы на полу деревянной малкой.
Если предусмотрен монтаж водяного теплого пола, то трубы монтируются в армированную стяжку.
Финишное выравнивание бетонного пола в гараже
Выровнять бетонный пол можно несколькими способами:
- шпатлевка полимерная с кварцевым песком;
- шлифовка;
- фрезерование;
- растекающийся наливной пол (слой 15 мм), подходит для укладки электрического теплого пола в гараже.
Дешевле выравнивать пескобетоном, а не готовой смесью наливной пол. Смесь для выравнивания готовим частями, по мере использования.
Обеспыливание цементной стяжки
Специальные укрепляющие минеральные и полимерные пропитки для бетона образуют на поверхности прозрачную твердую пленку, и гарантирует прочность и долговечность цементной стяжки.
Если не планируется для финишной отделки керамическая плитка или другое покрытие, то такую пропитку на стяжку необходимо нанести обязательно.
Органические пропитки для бетона:
- на основе акрила – самые доступные и практичные покрытия;
- полиуретановая пропитка – отличная устойчивость к влаге и прочность;
- эпоксидная пропитка – стойкая и недорогая.
Пропитка наносится разливом по поверхности и впитывается примерно час, нужно смотреть инструкцию к каждому такому материалу.
В качестве финишного покрытия может использоваться керамическая плитка, камень, керамогранит и водоотталкивающие краски. Выбор отделки зависит только от материальных возможностей владельца гаража.
Пропитки (грунтовки, праймеры)
Если вы не знаете, чем покрыть бетонный пол в гараже, чтобы он не пылил, сильно не пачкался, и потратить при этом немного времени, обратите внимание на пропитки для бетона (называют еще праймер для бетона). Это многокомпонентные составы на основе полимеров. Бывают на органической и неорганической основе
Так как это пропитки, они не образуют на поверхности никакой пленки, и потому отшелушиваться и отставать не могут. Их составляющие проникают в бетон, связывают полимерными цепочками молекулы. В результате, прочность поверхность становится прочнее в 2-3 раза, повышается стойкость к агрессивным средам (кислотным и щелочным), перепадам температур, лучше переносит морозы, также исключается образование пыли
Бывают на органической и неорганической основе. Так как это пропитки, они не образуют на поверхности никакой пленки, и потому отшелушиваться и отставать не могут. Их составляющие проникают в бетон, связывают полимерными цепочками молекулы. В результате, прочность поверхность становится прочнее в 2-3 раза, повышается стойкость к агрессивным средам (кислотным и щелочным), перепадам температур, лучше переносит морозы, также исключается образование пыли.
Вообще, грунтовки для бетона есть трех видов:
- Полиуретановые. Основное их назначение — гидроизоляция, используются также для изготовления ремонтного раствора: праймер смешивают с песком и этой смесью заделывают трещины и сколы.
- Воднодисперсионные. Они хорошо справляются именно с обеспыливанием и слегка укрепляют поверхность бетона. Стоимость у них — средняя.
- Эпоксидные. Большей частью они двухкомпонентные, готовятся перед нанесением, основное назначение — гидроизоляция.
После двух слоев пропитки для бетона пол не пылит совсем
Если после обработки праймером красить пол или заливать его каким-либо другим финишным покрытием не будете, то для обеспыливания полов в гараже лучше всего подходят воднодисперсионные праймеры. Под краску или другие покрытия грунтовки берут того же типа: под полиуретановую краску для бетона такого же состава берут подготовку, и т.п.
Полиуретановая (полимерная) пропитка для бетона
Это покрытие для гаража хорошо всем, кроме цены — 1 литр стоит порядка 5$. Можно найти фасовку по 3 кг и 20 кг. Расход пропитки при нанесении первого слоя 0,25-0,5 кг/м 2 , для второго — 0,15-0,2 кг/м 2 .
При обработке не разводить, мазать щедро, не менее двух раз. Полиуретановая пропитка для бетона связывает частицы, не образуя пленку. Пылить такой бетонный пол перестает, впитывать жидкости будет меньше. Этими же составами укрепляют крошащуюся бетонную поверхность. Если процесс зашел уже далеко, они не помогут, но если только видны следы истирания, пропитка поможет задержать процесс.
Нанесение полиуретановой пропитки
Полимерные пропитки наносят только на сухие поверхности. Влажность бетона должна быть не более 5% (должно пройти не менее 28 дней с момента заливки). Состав выливают на пол порциями, распределяя при помощи валика или специальной швабры по всей поверхности. Некоторые фирмы могут добавлять колер, так что одновременно можно получить цветной пол в гараже. Данная обработка может использоваться как подготовка для последующего нанесения краски или полимерного покрытия пола.
Особенности нанесения: температура должна быть от 0°C до 17°C, влажность воздуха не ниже 70%. Если влажность ниже, увлажнять его надо искусственно — электрическими увлажнителями или развесив в гараже мокрые тряпки, постоянно следя за тем, чтобы они не высыхали. Только в таких условиях полимеризация будет хорошей.
Эпоксидные грунтовки
Этот тип пропитки состоит из двух компонентов, которые смешиваются непосредственно перед применением. Работать с ними можно при температуре выше +5°C, других требований нет. Стоимость выше, чем у полимерных — 7$ за кг, расход практически такой же.
Эпоксидная пропитка для обеспыливания пола в гараже